[ad_1]
Трагедия в брянской гимназии №5, где 14-летняя школьница расстреляла из ружья своих одноклассников, повергла в шок всех жителей страны. Девочка убила одноклассницу, ранила четверых детей, а после сама застрелилась. Сейчас компетентные органы разбираются в причинах жуткого происшествия. Одной из версий стрельбы, которая озвучивалась в СМИ, назывался конфликт с одноклассниками. ОрелТаймс поговорил с известным орловским психотерапевтом Александром Докукиным о том, откуда растут ноги у буллинга, почему учителя и школьные психологи не замечают проблемы и конфликты детей и станет ли усиление охраны в учебных заведениях решением всех проблем.
«Первое впечатление — девчонку достали»
По словам психотерапевта, говорить однозначно о произошедшем сложно, поскольку пока ещё недостаточно сведений о школьнице, учинившей кровавую раправу над одноклассниками, о ситуации в школе и в классе.
«Первое впечатление — девчонку очень сильно достали. Это может быть своеобразная месть… И то, что девочка совершила потом самоубийство, видимо, говорит о её серьёзном потрясении», — рассказал Докукин.
По мнению специалиста, в этой девочке, скорее всего, можно было разглядеть, что она что-то замышляет. Как правило, у такого ребёнка снижается настроение, он замыкается, становится малообщительным или общается с людьми, с которыми контакт сохраняется, так, чтобы никто не слышал.
«Она, видимо, знала, где лежит ключ от оружия, патроны. Сам по себе такой интерес ребёнка к этому мог бы родителей насторожить», — отметил психотерапевт.
«К психологам нет единых требований»
Выходит, родители, учителя, школьные психологи проглядели, что с 14-летней девочкой происходит что-то нехорошее?
«При той системе школьной психологии, которая существует, было бы очень странно, если бы не проглядели. Ко мне часто обращаются с просьбой посмотреть ребёнка, но я с детьми не работаю, и в таких случаях спрашиваю: «Почему вы не хотите начать со школьного психолога?». В ответ вижу флегматичное махание рукой, мол, кого вы посоветовали. В этом – отношение к школьным психологам. Сегодня они в большинстве своём не авторитетны, с одной стороны. С другой, их очень часто задействуют в каких-то других мероприятиях: они дежурят по школьному коридору, если нет какого-то учителя — подменяют его и т.д.», — говорит Докукин.
По словам психотерапевта, нет чётко построенного алгоритма действия школьных психологов. То есть в каждой школе такой специалист придумывает что-то своё, то, что может более-менее использовать в работе. А вот мощных единых требований к его работе, как заметил Докукин, нет.
Эксперт убеждён: психолог должен быть авторитетен для тех, кто к нему может обратиться. Дети должны ощущать, что разговор с этим специалистом им помогает в какой-то степени утрясти сложности.
«Охранник в душу ребёнку не заглянет»
При этом Докукин отметил, что сейчас в лучшую сторону изменилось отношение к психосоматике, стали открываться отдельные кабинеты в поликлиниках. Вместе с этим, эксперт недоумевает, почему не учат школьных психологов психотерапии.
«Сегодня все школьные психологи занимаются анкетированием, тестированием по пригодности ребёнка к школе, обучению по конкретной образовательной программе. А где навыки реальной психотерапевтической работы с детьми? Вот когда у ребёнка происходит беда, то он нуждается именно в реальной терапии, а этой системы я пока не видел!», — говорит специалист.
К слову, в Орле есть детский телефон доверия, можно обратиться за помощью. Но это всего лишь телефон: он не выедет на место, не обследует девочку-мальчика, не осуществит психотерапию.
Вместе с тем, по словам Докукина, такой телефон может помочь отследить проблему и помочь не превратиться ей в беду, трагедию. Поэтому на классных часах учителя должны рассказывать, куда ребята в тяжёлых ситуациях могут обратиться за поддержкой, и школьники должны заучить этот номер лучше таблицы умножения.
«И надо что-то делать с буллингом! Мне знакомы несколько нехороших ситуаций, которые произошли с детьми моих знакомых, мне приходилось в них погружаться. Скажу так: в тех случаях буллинг организовывался… учителями. В одном из них педагог заявил при всём классе: «Вот посмотрите, он (называется имя конкретного ребёнка) сегодня пришёл не в той форме, в которой надо, он всех нас подвёл!». Это происходило в 1-м классе. В другом случае класс собирался ехать в поездку, и учитель заявила: «Мы не поедем, потому что этот мальчик (называется ребёнок) сказал, что ему не интересно туда ехать». Это тоже начальные классы. Вот с этого всё и начинается», — убеждён Докукин.
Докукин также считает, что и усиление охраны в школе — не выход. Сколько охранников не набери, сколько им не плати — сидящий на входе в школу человек в душу ребёнку не заглянет, убеждён эксперт.
Подписывайтесь на ОрелТаймс в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями Орла и Орловской области в telegram-канале Орёлтаймс. Больше интересного контента в Одноклассниках и ВКонтакте.
[ad_2]
Источник